§ 5. Политическая жизнь современной России

В целом политическая жизнь каждого государства обусловлена его географическим положением, историей, национальными особенностями населяющих его людей, экономическим развитием, политической культурой и множеством других факторов. Поэтому политический процесс в каждом государстве протекает по-разному, отличается индивидуальными особенностями. События, происходящие в каждой стране по-своему уникальны. Например, тоталитаризм в нашей стране имел характерно российские черты, но в то же время он являлся элементом эпохи тоталитарных диктатур: Гитлера — в Германии, Муссолини — в Италии, генерала Франко — в Испании и т.д.

Точно так же внутренние причины привели к краху советской системы, но происходило это в рамках общемирового процесса глобализации, перехода к постиндустриальному, информационному обществу. Закрытое общество, которым являлось советское, не могло выдержать конкуренции с открытыми западными обществами. Современный мир с его развитыми коммуникациями, информационными сетями, международными потоками финансов, товаров и услуг не терпит закрытости.

Но переход к открытому обществу и все связанные с этим процессом реформы пронизаны у нас традиционными для российских модернизаций чертами: безумным заимствованием чужого опыта и отрицанием ценности собственного; попытками радикально, “одним махом” решить все проблемы, недоверием к населению, не всегда поддерживающему радикальные начинания реформаторов, тягой к авторитарной власти, привычкой к властному произволу.

Шедшие вслед за реформами падение уровня жизни, экономический спад, ослабление государства породили потребность в сильной, эффективной власти, способной жестко решать стоящие перед государством проблемы. Задача российской власти — стать сильной и эффективной, но остаться демократической, не перейти грань, за которой сильное государство превращается в государство авторитарное, а сильная власть — в авторитарную диктатуру.

Одна из проблем на пути укрепления государства — несовершенство федеративных отношений и федеративного устройства России. Взрыв национализма в республиках, а также непродуманная политика федеральной власти, выраженная принципом “берите суверенитета сколько хотите” привели к угрозе распада Российской Федерации.

Но разделить целостную российскую цивилизацию на отдельные государства невозможно. Во-первых, нет этнически “чистых” регионов. Многие миллионы представителей коренных этнонациональных групп проживают на территории России, но вне пределов своих национальных республик. Например, более 2/3 татар живут вне Татарстана. Во-вторых, народы и территории, вошедшие в состав Российского государства на разных этапах его формирования, уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-экономического пространства. И опыт Чечни показывает, что попытка выбрать одну республику из этого пространства приводит из-за практической невозможности построить свою “отдельную” экономику и государственность к переводу республики на криминальные “рельсы”, разрастанию очага терроризма и бесчисленным страданиям населения.

Поэтому на первое место в государственной региональной политике выступает не поощрение процессов обособления, “особенного” развития регионов, а общегосударственный подъем и благополучие всех граждан, где бы они ни жили и какую бы национальность ни представляли.

Размеры территории и различия климатических, ресурсных, человеческих и иных факторов каждой территории определяют нюансы региональной политики, но суверенитет в федеративном государстве хорош, когда он ограничен в интересах общего развития федерации и каждого ее гражданина.

Таким образом, политика и политические отношения — важнейшая сфера жизнедеятельности человеческого общества в национально-государственном и международном масштабах. Она является фокусом развития всех общественных процессов, формой наиболее полной реализации общественно значимых интересов и потребностей личности, социальных общностей и государства.